1. О проведении социально психологического тестирования для учащихся 7-11 классов
  2. Возрастные особенности 1 класс
  3. Возрастные особенности 2 класс
  4. Возрастные особенности 4 класс
  5. Возрастные особенности и состояние тревожности у четвероклассников
  6. Лектория для родителей «Школа успешного родителя»
  7. Памятка для выпускников. Как вести себя во время сдачи экзамена в форме ЕГЭ.
  8. Учимся расслабляться и не волноваться!
  9. Экзамен без стресса. Методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия для старшеклассников.
  10. Подготовка к экзаменам
  11. Рекомендации «Как помочь ребенку, если он устал»
  12. Что должен уметь делать будущий первоклассник
  13. Семь правил, которые помогут успешно написать ВПР
  14. Рекомендации "Как воспитывать психологически здорового ребенка"
  15. Рекомендации родителям, которые помогут преодолеть игровую зависимость у ребенка
  16. Круглосуточная служба психологической помощи и поддержки "Ты не один"

Изменения, происходящие в нашей стране, повлияли на положение семьи в обществе и детей в частности. Усилилась социальная напряжённость, участились конфликты, усугубилась неустроенность и незащищённость значительной части населения и, в первую очередь, - детей.

Увеличилось число обращений к психологу родителей и педагогов по поводу детей из «группы риска», которые не желают учиться, они не посещают школу или систематически пропускают по неуважительной причине учебные занятия. В чём может быть причина такого поведения обучающихся?

Социологический опрос обучающихся выявил основные причины пропусков уроков. Это:

  1. неготовность к урокам;
  2. отсутствие интереса к учёбе, «желание отдохнуть»;
  3. «за компанию»;
  4. конфликт с учителем.

Анализируя ответы детей разных возрастных категорий, можно сделать вывод, что проблема конфликта не решается и остаётся актуальной вплоть до окончания школы. Из-за ссор с одноклассниками пропускают уроки в два раза реже, чем из-за конфликта с учителем.

Психологи объединяют всё многообразие причин нежелания учиться и посещать школу в две большие группы: заданные и приобретённые.

К заданным причинам относят группы биологической природы:

  1. генетические дефект развития;
  2. осложнения во время беременности;
  3. родовые травмы;
  4. особенности поведения, связанные со спецификой формирования и развития различных систем и функций организма (тип высшей нервной деятельности, уровень интеллектуального развития, особенности мыслительных операций – скорость формирования ассоциативных связей и т.д.). Данная группа причин может сама по себе обуславливать формирование отклонений в поведении (к ним относятся гиперактивные, аутичные дети, дети с задержкой психического развития и т.п.);
  5. ослабленные дети, часто болеющие.

К группе приобретенные относят определенные условия и ситуации риска, в которых подобного рода дефекты в развитии являются причиной не желания учиться.

Какие же это условия риска:

1. В семье:

  1. Асоциальный характер семьи в целом, либо её отдельных членов (родители ведут антиобщественный образ жизни, систематически употребляют и т.п.);
  2. Структура семьи (отсутствие в семье отца или матери, что не позволяет ребёнку полностью удовлетворить потребность в эмоциональном контакте с личностно значимым человеком).
  3. Функциональная несостоятельность семьи, проявляющаяся в неверных типах семейного воспитания (гипоопека, гиперопека, сверхконтроль родителей, что ведёт к активному неподчинению старшим, к пропускам уроков в школе, к побегам из дома и т.п.).

2. В школе:

  1. Несформированность мотивации учения у ребёнка, сложность в усвоении изучаемого учебного материала, вследствие чего он утрачивает интерес к учёбе как к способу самоутверждения и саморазвития.
  2. Социально-психологические сложности межличностного взаимодействия ребёнка с одноклассниками (конфликты, бойкоты, высмеивания и т.п.), в результате чего ребёнок исключается из коллектива и не может полноценно обучаться. Статистика показывает, что 92 % «трудных» детей – изолированы в коллективе класса.

Задача родителей и учителей не создавать такие условия и ситуации риска, в которых подобного рода дефекты в развитии становятся причиной не желания учиться. Родителям и педагогам надо учитывать то, что реакция на одни и то же явления у детей и взрослых различны. Мы не можем анализировать детское поведение с применением взрослых критериев, и в то же время мир детей со всей её самобытностью постоянно пересекается с миром взрослых. Будем внимательнее к детям! Мы взрослые должны постоянно учитывать самоценность детства и в то же время постепенно и безболезненно помогать ребёнку взрослеть, социализироваться, т.е. адаптироваться к большому миру.