Изменения, происходящие в нашей стране, повлияли на положение семьи в обществе и детей в частности. Усилилась социальная напряжённость, участились конфликты, усугубилась неустроенность и незащищённость значительной части населения и, в первую очередь, - детей.

Увеличилось число обращений к психологу родителей и педагогов по поводу детей из «группы риска», которые не желают учиться, они не посещают школу или систематически пропускают по неуважительной причине учебные занятия. В чём может быть причина такого поведения обучающихся?

Социологический опрос обучающихся выявил основные причины пропусков уроков. Это:
  • неготовность к урокам;
  • отсутствие интереса к учёбе, «желание отдохнуть»;
  • «за компанию»;
  • конфликт с учителем.

Анализируя ответы детей разных возрастных категорий, можно сделать вывод, что проблема конфликта не решается и остаётся актуальной вплоть до окончания школы. Из-за ссор с одноклассниками пропускают уроки в два раза реже, чем из-за конфликта с учителем.

Психологи объединяют всё многообразие причин нежелания учиться и посещать школу в две большие группы: заданные и приобретённые.

К заданным причинам относят группы биологической природы:

  • генетические дефект развития;
  • осложнения во время беременности;
  • родовые травмы;
  • особенности поведения, связанные со спецификой формирования и развития различных систем и функций организма (тип высшей нервной деятельности, уровень интеллектуального развития, особенности мыслительных операций – скорость формирования ассоциативных связей и т.д.). Данная группа причин может сама по себе обуславливать формирование отклонений в поведении (к ним относятся гиперактивные, аутичные дети, дети с задержкой психического развития и т.п.);
  • ослабленные дети, часто болеющие.

К группе приобретенные относят определенные условия и ситуации риска, в которых подобного рода дефекты в развитии являются причиной не желания учиться.

Какие же это условия риска:

1. В семье:

  • Асоциальный характер семьи в целом, либо её отдельных членов (родители ведут антиобщественный образ жизни, систематически употребляют и т.п.);
  • Структура семьи (отсутствие в семье отца или матери, что не позволяет ребёнку полностью удовлетворить потребность в эмоциональном контакте с личностно значимым человеком).
  • Функциональная несостоятельность семьи, проявляющаяся в неверных типах семейного воспитания (гипоопека, гиперопека, сверхконтроль родителей, что ведёт к активному неподчинению старшим, к пропускам уроков в школе, к побегам из дома и т.п.).

2. В школе:

  • Несформированность мотивации учения у ребёнка, сложность в усвоении изучаемого учебного материала, вследствие чего он утрачивает интерес к учёбе как к способу самоутверждения и саморазвития.
  • Социально-психологические сложности межличностного взаимодействия ребёнка с одноклассниками (конфликты, бойкоты, высмеивания и т.п.), в результате чего ребёнок исключается из коллектива и не может полноценно обучаться. Статистика показывает, что 92 % «трудных» детей – изолированы в коллективе класса.

Задача родителей и учителей не создавать такие условия и ситуации риска, в которых подобного рода дефекты в развитии становятся причиной не желания учиться. Родителям и педагогам надо учитывать то, что реакция на одни и то же явления у детей и взрослых различны. Мы не можем анализировать детское поведение с применением взрослых критериев, и в то же время мир детей со всей её самобытностью постоянно пересекается с миром взрослых. Будем внимательнее к детям! Мы взрослые должны постоянно учитывать самоценность детства и в то же время постепенно и безболезненно помогать ребёнку взрослеть, социализироваться, т.е. адаптироваться к большому миру.